Краткая история основания некоторых населенных пунктов в КБР.
Село Верхний Куркужин (Абзыуанхьэблэ).
1852 год — основание аула Абезиваново вынужденными переселенцами с верховьев реки Юца. Основателями были братья Абезивановы (в честь которых и было названо новое поселение), а также представители ещё восьми других родов.
9 сентября 1861 года — в ауле Абезиваново насчитывалось 60 дворов.
1865 год — по результатам Земельной реформы Кабарды, Абезиваново было подчинено аулу Коново.
Село Нижний Куркужин (Къуэнхьэблэ).
Нынешнее селение образовано в 1851 году. Основателем нового поселения был вуорк (дворянин) — Али Конов, который со своими людьми переселился в среднее течение реки Куркужин. До этого аул Конова несколько раз менял своё месторасположение. Но аул продолжали именовать Къуэн хьэблэ (Коново), в честь дворян-предводителей Коновых.
После смерти вуорка Али Конова, по его завещанию, в нижнее течение реки Куркужин переселились его сыновья — Кургоко, Исмель, Барак и Мухамед.
В 1865 году в результате Земельной реформы Кабарды, в состав аула Конова был включен аул Абезиваново лежавшее выше по течению реки, и с которым он практически сросся.
Село Атажукино.
До 1920 года село носило название Атажукино (в честь княжеского рода Атажукиных).
Село основано в 1706 году на правом берегу реки Баксан, одними из главных кабардинских княжеских родов — Атажукиных. Основателями были два брата: Бекмурза и Мыхамат Атажукины, которые переселились в эти места со своими людьми из района Пятигорья, и осели выше аула Ислама Атажукина — Исламово.
В ходе Кавказской войны село не раз оказывалась под ударом царских войск. В 1825 году с присоединением Кабарды к Российской империи, многие жители аула не желая подчинятся русской администрации, ушли за Кубань к другим адыгам, чтобы там продолжить войну. Второе резкое сокращение численности населения аула произошло после окончания Кавказской войны в 1864 году, в результате мухаджирства вызванного окончательным присоединением Кавказа к России.
Село Баксанёнок (Къэсейхьэблэ).
Село основано в 1741 году, и первоначально представляло собой пять отдельно разбитых жамгат (кварталов) — Къэсей-хьэблэ, Дер-хьэблэ, Сидакъ-хьэблэ, Джатэжь-хьэблэ и Уэртэней.
В 1865 году в ходе земельной реформы Кабарды, аулы были объединены в одно село, которое было названо Къэсей хьэблэ(Касаево), в честь вуорков (дворян) Касаевых владевших крупнейшим из пяти жамгатов. Другим адыгским селением с таким же названием был нынешний аул Хабез в КЧР, который также носил название Къэсей (Касаево).
В 1920 году с установлением советской власти в Кабарде, Касаево как и все другие кабардинские селения было переименовано, из-за наличия в их названиях фамилий княжеских и дворянских родов. В результате село получило новое название Ших-Исмагил, в честь мусульманского деятеля.
Село Заюково.
До образования современного села на его территории располагалось несколько аулов. Так на месте, где ныне расположена верхняя плотина Баксанской ГЭС, обитал княжеский род Шогемоковых, которые были валием (верховными князьями) Кабарды в XVII веке.
В междуречье рек Баксан и Гунделен был аул Думэн хьэблэ (Дюменово). На правом берегу реки Баксан располагались аулы — Хьэмгъур хьэблэ (Хамгурово) и Къазэнокъуей (Казаноко), а на левом берегу находился аул Бжьахъуэ хьэблэ(Бжахово). Перед входом в ущелье разбросано располагались аулы — Борэ хьэблэ (Борово), Хьэтыкъуэ хьэблэ(Хатуково) и ПщыцIыкIу хьэблэ(Пшицуково), а на реке Хекуарде находился аул Мыщокъуэ хьэблэ(Мышоко). В 1810 году аул, находившийся на левом берегу реки Хангок, был полностью разрушен и сожжён русскими войсками.
Ядро современного села основано в 1830 году, и первоначально называлось Верхнее Атажукино. Основателем был кабардинский князь Хатокшуко Атажукин (сын Касея Атажукина), который со своими людьми переселился из села Атажукино.
Село быстро росло и расширялось благодаря объединению близлежащих аулов. Однако с окончанием Кавказской войны многие жители вынуждено покинули село в ходе мухаджирства.
В ходе Земельной реформы Кабарды в 1867 году к аулу Хатокшуко Атажукина был присоединен аул Герендуки Шогенова, располагавшийся выше по ущелью.
В 1869 году в селе насчитывалось 214 дворов.
В 1916 году в селе открылась первая школа-медресе по обучению детей Корану и национальной грамоте на арабской графике.
Село Куба-Таба (ХьэтIохъущыкъуей).
Село основано в 1924 году переселенцами из села Куба. Названием для нового села послужило гора Куба-Таба, возвышавшаяся на северо-западе над новым селением.
Село Псыхурей.
Псыхъурей в переводе с кабардино-черкесского (восточно-адыгского) языка означает «озеро». Дословно переводится как «круглая вода», от псы — «вода» и хъурей — «круглая».
Согласно преданиям, первое поселение на территории нынешнего села было основано кабардинским князем Кайтуко, который спасаясь от заговора недругов, бежал к реке Малка, где укрылся в прибрежном лесу. Когда заговорщики были утихомирены, за князем было послано несколько сот человек с просьбой о его возвращении. Впоследствии местность где он укрывался было названо Кайтуко, который до сих пор сохранилось за этим урочищем и речкой протекающей рядом с ней.
В 1779 году на территории современного села состоялось крупное сражение кабардинских войск во главе с князьями Хамурзой Кайтукиным и Мисостом Атажукиным против царских войск, воспетое в народной адыгской песне Жэщ къыттеуам теухуауэ гъыбзэ («Песнь о ночном нападении»).
В 1785 году по позволению генерал-губернатора Потёмкина в это место были переселены вольноотпущенные кабардинцы с окрестных аулов. Но и это поселение вскоре было разрушено в ходе военных действий в начале 19 века.
Современное поселение согласно архивным документам было основано в 1828 году, когда кабардинский князь Мисост Атажукин подарил своему помощнику Ахмету Лафишеву, участок земли на правом берегу реки Малка, в районе где в неё впадает речка Кайтуко. Впоследствии Лафишев со своей семьёй и крестьянами переселился в отведённый ему участок, где ими был основан новый аул, который был назван Лафишево (Лафыщ хьэблэ) в честь предводителя.
С 1862 по 1867 года население аула в несколько раз уменьшилось, из-за мухаджирства в Османскую империю, вызванного окончанием Кавказской войны и окончательным присоединением Кавказа к Российской империи.
В 1867 году в результате Земельной реформы Кабарды в Лафишево переселились жители из аулов Иналово и Седаково (кварталы современного села Карагач), Кошево, а также несколько абазинских семей из аула Песчаный. В ходе этих реформ, у людей живших по старинным адыгским традициям и законам шариата и адата, были навязаны законы и порядки русской военной администрации.
До Октябрьской революции в ауле имелись школа-медресе при сельской мечети, где обучение детей сводилось к чтению Корана на арабском языке, изучению шариата, и кабардинской письменности на основе арабского письма.
Село Исламей.
Первые упоминания о селении Исламей, встречаются в русских архивных документах 1640 года. В них он упоминается в составе аулов, принадлежавших кабардинским князьям Атажукиным. Основателем села является князь Ислам Атажукин (младший сын легендарного кабардинского князя Казия Атажукина).
До 1732 года аул носил название Исламово (кабард.-черк. — Ислъамей, Ислъам и къуажэ) по имени основателя и его владельца. После аул стал называться именем старшего сына Ислама, Науруза — Наурузово (Наурызей). Когда умер Науруз, с 1773 по 1787 года аул носил имя младшего брата Науруза — Картула Исламова.
В 1825 году после окончательного присоединения восточно-адыгского княжества — Кабарды к Российской империи, сыновья Науруза — Бекмурза и Хамурза со своими людьми и вместе с князьями Таусултаном Али, Мисостом, Кургоко и Мусса Атажукиными ушли за Кубань, чтобы там вместе с другими адыгами продолжить войну против царских войск. В связи с этим, в 1825 годупри переписи населённых пунктов Кабарды, аул в списке поселений не был учтён.
В 1840-х годах некоторые из них, в том числе и Наурузовы, вернулись в Кабарду и осели на свои прежние места.
В 1850-х годах от аула Бекмурзы отделился аул Хамурзы Наурузова. Таким образом, ко времени проведения Земельной реформы в Кабарде в 1865-1867 годах, существовали два аула Наурузовых — Бекмурзы и Хамурзы . В ходе реформы в 1867 году аулы были вновь объединены, а к ним также присоединены два соседних аула — Жамбеково (Жэмбэч хьэблэ) и аул Мурзабека Тамбиева (Тамбий Мырзэбэч и къуажэ). За объединённым аулом осталось название Наурузово.
Село Жанхотеко.
Название села исходит из кабардинской исторической повести, в которой говорится о кабардинском князе Жанхоте, который, отбиваясь от своих врагов из рода Касаевых, укрылся в одном из ущелий, находящемся на месте современного села. В этом небольшом ущелье находится и скала с пещерой, где отбивался герой и откуда в последующем он был сброшен. Впоследствии пещера и ущелье были названы в его честь, а спустя время и село, образованное рядом с ними. Само слово Жанхъуэтекъуэ (Жанхотеко) в переводе с кабардинского означает «ущелье (или долина) Жанхота».
Село основано в 1927 году на месте пастбищных угодий села Заюково. Первые переселенцы были выходцами из селения Заюково, впоследствии из села Кёнделен также переселились много семей.
Село Дыгулыбгей.
Первые упоминания об ауле относятся к XVI веку, когда начались первые дипломатические отношения между адыгами (черкесами) и русскими.
Основателем села считается кабардинский дворянин Дугулубг Тамбиев, в честь которого аул и был назван Тамбиево (Тэмбий хьэблэ). Национальная историческая энциклопедия утверждает, что аул именовался по имени своего владельца поручика Заракуша Тамбиева (1808/1810 – не ранее 1893).
В ходе Кавказской войны из-за боевых действий, миграций и последующем вынужденном мухаджирстве в мусульманские страны, население аула резко сократилось.
В 1865 году в ходе Земельной реформы Кабарды и программы по укрупнению кабардинских поселений, к аулу Заракуша Тамбиева (тогдашний владелец аула) были присоединены аул Берда Тамбиева и аул Шакманей.
Город Баксан.
В 1822 году напротив аула Кучмазукино было основано русское военное поселение, входившее в состав Кавказской военной линии.
В 1825 году, после присоединения Кабарды к Российской империи, население аула Кучмазукино, не желая признавать над собой власть царской администрации, переселилось за Кубань, чтобы там с другими адыгами продолжить войну.
После завершения Кавказской войны в 1867 году жители аула Кучмазукино переселились обратно в Кабарду и осело к востоку от военного укрепления на своё прежнее местонахождения.
В 1891 году западнее военного укрепления был основан хутор Баксан, выходцами из Центральных губерний Российской империи.
Село Каменка (Къэзаншей).
Село было основано в 1902 году переселенцами из Воронежской и Харьковской губерний Российской империи.
Земля, на которой построился хутор Каменка, была государственной, но её арендовал полковник Казанчев и отдал в аренду каменчанам на три года (до 1905 года).
Село Кенже (Чэнж, Къуэшрокъуей)
Первое упоминание об ауле Кошероково относится к 1744 году, где с другими кабардинскими аулами описывается в документе — «Описание Большой и Малой Кабарды» селение Кошероково было переименовано как и все другие кабардинские сёла, из-за наличия в их названиях княжеских и дворянских фамилий. В результате, село получило своё новое название Кенже, по имени одноимённой речки протекающей через село. Само название реки Кенже предположительно происходит от кабардинского «чэнж», что в переводе означает — «мелководный». По другим данным, название реки возможно восходит к слову «къанжэ», что в переводе с кабардинского означает — «сорока».
Село Чегем Второй (Къундетей).
На месте села, существуют постоянные поселения со времен Средневековья. Современное село основано в конце XVIII века кабардинскими князьями из рода Кундетовых. В честь которых аул первоначально назывался Къундетей(Кудентово), так как по кабардинским обычаям поселения носили фамилии своих князей и дворян.
В 1822 году на противоположный берег реки Чегем, на выделенную князьями Кундетовыми землю, переселился их поручик Мамбетов Ислам основавший новое поселение, которое также носило название Кундетово.
Как и у других кабардинские аулов, численность населения Кундетово за XIX век несколько раз стихийно сокращалось. Так в начале 1820-х годов большое количество населения аула скосила чума. В 1825 году, с падением Кабарды и её присоединением к Российской империи, многие жители аула не желая признавать над собой власть военной русской администрации, ушла в Западную Черкесию, к другим адыгам, чтобы там продолжить войну. С 1864-го по 1869 годас завершением Кавказской войны и окончательным присоединением Кавказа к Российской империи, многие жители аула в процессе обще-кавказского мухаджирства вынуждено покинули свои родные края и переселились в другие мусульманские страны.
Село Шалушка (Щэрдэнхьэблэ).
Во времена Кавказской войны, в долине реки Шалушка находились 4 аула — Щэрдэн хьэблэ (Шарданово), Къуныжьей(Кунижево), Даутыкъуей (Даутуково), и ЛаукIэцIей (Лаучецево).
В 1865 году, в ходе Земельной реформы Кабарды, они были объединены в одно поселение. Объединённое поселение было названо Шарданово, в честь крупнейшего из четырёх объединённых аулов.
Село Лечинкай.
Существует кабардинское предание о девушке «Лашин» («Лэшын»), повлиявшее по мнению ряда исследователей на современное название села. Согласно легенде, однажды на Кабарду напал некий хан, чтобы обложить кабардинцев данью. И как было принято по обычаям того времени, стороны договорились выставить по одному своему богатырю, а победа в битве признавалась за той стороной, чей богатырь победит в поединке.
Кабардинцы со своей стороны выдвинули воина, которого к началу битвы заменила его жена Лашин переодетая в мужчину. В ходе поединка Лашин одолела своего могучего соперника и сбросила его со скалы. Хан затем увидев, что его богатыря одолела женщина, ушёл из Кабарды, обещав больше не возвращаться.
До образования современного села, на его месте в урочище Фандуко (Фэндыкъуэ) существовало несколько кабардинских аулов, которых со строительством Чегемского военного укрепления, насильно переселили в другие районы тогдашней Кабарды.
В 1842 году кабардинскому вуорку (дворянину) Анзору Тохтамышеву было разрешено со своими людьми переселится выше построенного Чегемского военного укрепления, «не далее как на две версты». Новое поселение было названо Тохтамышево, в честь дворянина Анзора Тохтамышева.
С 1864 по 1869 года, население села резко сократилось, в результате мухаджирства вызванного окончательным присоединением Кавказа к Российской империи.
Село Нартан.
Во время Кавказской войны, на территории современного села существовало пять аулов — Къылышбий хьэблэ (Клишбиево), Агъзагъ хьэблэ(Агзагово), Алъэсчыр хьэблэ(Атласкирово), ГъукIэжь хьэблэ (Гукежево), и Хьэуд хьэблэ (Хаудово).
В 1865 году в ходе Земельной реформы Кабарды, все пять аулов объединены в одно поселение. Новому поселению было присвоено название Клишбиево, в честь вуорков (дворян) Клишбиевых владевших крупнейшим из пяти аулов. Но и по сей день село по традиции делится на верхнюю и нижнюю части.
Город Чегем (Къундетей).
Древнейшими сооружениями на территории современного города являются адыгские (кабардинские) могильники в форме курганов насыпей, относящихся к XIV—XV векам.
Современное поселение на территории города возникло в 1822 году, когда князья Кундетовы выделили на правом берегу реки Чегем участок своему помощнику Мамбетову Исламу, который впоследствии переселился в отведённую ему землю со своей семьёй. Новое поселение, как и принято было у кабардинцев, было названо в честь князей, владевших землёй — Къундетей (Кундетово). Со временем новый аул начал быстрыми темпами расти благодаря новым переселенцам из разных уголков тогдашней Кабарды.
В 1825 году с падением Кабарды и её присоединением к Российской империи многие жители Кундетово, как и других аулов Кабарды, не желая признавать над собой власть военной русской администрации, ушли за Кубань к другим адыгам, чтобы там продолжить войну.
В последующем население аула в очередной